ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО
Лядова Е.В.,
учитель русского языка и литературы МАОУ “СОШ №22”
Принимая решение поучаствовать в каком-либо конкурсе, понимаешь, что предстоит трудный путь преодоления и поиска. Ты, как герой народной сказки, смело отвечаешь на вызов, решительно отправляясь в неведомое приключение, полное преград и неожиданностей. И не важно, Иван-царевич ты или Иван-дурак, ждут от тебя подвигов, смелости и отваги, ну и, конечно же, что все преодолеешь, к цели дойдешь и жар-птицу достанешь, ведь в сказках по-другому быть не может.
Именно так (как опытный читатель сказок) рассуждая, пренебрегая предостережениями здравого смысла, даю согласие на участие в конкурсе “Амбициозен — 2020”. Авантюризм, желание снова ощутить будоражащее влияние сказочного пространства конкурса и поиск чего-то нового в своей профессиональной жизни мне в том помогли. Но что ожидало меня здесь, я даже и вообразить не могла…
Первое, что выбивалось за пределы привычного, было то, что надо создать один образовательный продукт силами команды из 7 молодых педагогов из разных школ города Перми и одного ментора, опытного и успешного участника профессиональных конкурсов. Опыт и молодость, разные педагогические стили и личностные предпочтения надо объединить, не потеряв никого, — первое испытание.
Второе, что ломало все представления о профессиональном конкурсе,- это задача, поставленная перед участниками. Надо спланировать и провести не урок, не в школе, но что-то образовательное и формирующее так актуальные сегодня soft-skills. В общем, поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Ситуация полной неопределенности и ничем не ограниченной креативности — еще одно не из самых легких испытаний.
Ну и третье (в сказке всего по три), действовать надо в пространстве, куда не ступала еще нога педагога. Образовательная среда, в которой будет происходить данное образовательное событие должно быть буквально сконструировано, смоделировано и создано самими участникам. Создать уникальную образовательную среду — третье испытание.
В команде 7 мы определили для себя приоритеты. Это событие должно быть актуально обучающимся, отвечать их зоне ближайшего развития. Оно должно, в хорошем смысле, стать ярким событием в привычном им образовательном процессе и наталкивать на какие-то интересные активности, пробуждать субъектность. Путь поиска решения был долгим, многое отметалось, оттачивалось, перерабатывалось, подстраиваясь под возможности. Вот что у нас получилось.
Технологическая карта образовательного события
Разработчики:
- Балдина Наталья, МАОУ “Гимназия 33”
- Донцова Ксения, МАОУ “Лицей №2”
- Злых Наталья, МАОУ “Лицей №2”
- Лядова Елена, МАОУ “СОШ №22”
- Осипова Екатерина, МАОУ “СОШ №77”
- Пащенко Елена, МАОУ “СОШ №7”
- Семенищева Софья, МАОУ “СОШ №14”
Возраст — 9 класс
Тема — Образовательная встреча “Чекни Пермь”
Цель – создать уникальный виртуальный чек-лист самых значимых для пермяков и гостей города мест Перми, запустив челлендж #ЧекниПермь в социальных сетях.
Задачи:
обучающая — актуализировать работу с чек-листом как с важным инструментом тайм — менеджмента современного человека;
развивающая — продолжить практику работы в команде, аргументации, публичного выступления;
воспитательная — актуализировать культурное и социальное пространство родного города; направить личностную активность на поддержку социально значимого проекта.
Прогнозируемые результаты:
личностные — умение активно проявлять социальную активность; чувство уважения к своему городу и гордости за него;
метапредметные — умение планировать, аргументировать, публично выступать, сотрудничать в команде;
предметные — умение работать с чек-листом как инструментом тайм-менеджмента.
Образовательная среда — ресторан с символическим для составления чек-листа интересных мест Перми названием “THE PLACE 81/10”.
Оборудование — проектор, экран, два ноутбука, колонки, флипчарт, стикеры, настольные звонки, 4 ватмана, маркеры, номера столиков в ресторане, карточки для ролевой игры.
План образовательного события
Этапы образовательного события |
Деятельность педагогов |
Деятельность обуча ющихся. Перечень навыков soft-skills и способов их развития |
I. Организационно — мотивационный этап |
||
1.Подготовка к событию |
Играет приятная музыка. Педагоги встречают участников по списку, распределяя посадку за столиками в ресторане. Приглашают переодеться и сесть за столики. |
Рассаживаются за столиками согласно чек-листу организаторов. Умение действовать по инструкции, адаптироваться в непривычной ситуации. |
2.Мотивация |
Один из педагогов спрашивает участников, чего они ждут от данной встречи, выстраивает беседу об ожиданиях. |
Дети на стикерах пишут свои ожидания, далее наклеивают на флипчарт, представляя их. Умение прогнозировать |
II. Содержательно-деятельностный этап |
||
1.Столкнове ние с пробле мой. Ролевая игра.
|
Каждой из команд предлагается оказаться в ситуации, когда один человек, получив задание от босса, должен попросить команду выполнить указания в полном объеме. Выполнить это задание предлагается за 1 минуту. https://drive.google.com/open?id=1bkipn8fjAAst0Shst0Xw4NbWbAFov5_3F1Tn4Nr5g6E |
Один человек от команды получает задание от босса и передает его команде. Команда выполняет это задание. Командная работа |
2.Обсужде ние ролевой игры. Акту ализация понятия чек-листа |
Педагоги выстраивают обсуждение сложившейся ситуации, выявляют причины того, почему не удалось справиться с заданием полностью, выводят на понятие чек-листа, вспоминают, где уже на нашем мероприятии встречались с чек-листом. Говорят о чек-листе как универсальном и актуальном инструменте работы в подобных ситуациях. |
Проводят рефлексию своей деятельности, актуализируя понятие чек — листа как инструмента тайм — менеджмента. Осознание проблемы и поиск путей ее решения |
3. Групповая работа по созданию чек-листа команды. |
Педагог ставит задачу создания группового чек-листа на актуальную для учащихся тему. У каждой команды — свой педагог для консультирования по формулировке актуальной задачи и создания чек-листа для ее достижения. |
Создают в команде чек-лист для решения своей актуальной задачи и защищают его. Командная работа. Планирование. |
4.Игра: “Где логика?” Выход на тему Перми.
|
Педагоги проводят игру “Где логика?” по типу телевизионной передачи. Все задания объединены темой — город Пермь — и актуализируют культурное и историческое пространство города https://drive.google.com/open?id=16FDcve9BSQQIgZHOJh2DjjwmtRG12frA |
Отгадывают зашифрованные слова. Делают вывод об объединяющей их теме. Логические операции, умение сопоставлять, обобщать, сравнивать |
5.Иностран цы в Перми. Выход на социально значимый проект. |
Педагог ставит проблему, с которой столкнулся при общении с иностранными гостями города и показывает видео с иностранцами (англичанином, французом, испанцем, немцем, чехом) https://drive.google.com/open?id=1vuwWhAaHDDeSi7Pcl48PdiUjgL8YXKuN Ведущий организует беседу, выводящую на формулировку проблемы по итогам просмотра видео, и выводит к идее создания виртуального чек-листа для гостей города Перми. |
Слушают иностранную речь, записывают места Перми, заинтересова вшие иностранцев, формулируют основной их вопрос. Выходят на идею, как помочь гостям города сориентировать ся в его пространстве Понимание иностранной речи для построения коммуникации |
6.Выбор мест Перми для виртуального чек-листа |
Ставит задачу группам выбрать 2-3 места города, куда бы они порекомендовали сходить гостям, и перед жюри защитить актуальность этого места с опорой на критерии “сильной” аргументации. https://drive.google.com/open?id=1z74KjwjwNEOSeNe9msP3-f—RtTlHXcb Организует процедуру защиты перед жюри. Выстраивается рейтинг мест города, актуальных по мнению обучающихся и гостей образовательного события |
Выбирают места Перми, интересные, с их точки зрения, для гостей города, придумывают аргументы, соответствующие критериям “сильной аргументации”, выступают перед жюри. Публичное выступление, аргументация своей позиции |
7.Запуск челленджа #ЧекниПермь |
Чтобы создать уникальный чек-лист города Пермь, запускается челлендж не только среди детей, присутствующих на встрече, но и среди всех желающих. Результатом данного челленджа должен стать виртуальный чек-лист с интересными местами нашего города. Челлендж проводится до 08.02.2020. |
Запускают челлендж, написав пост в любой соц. сети о месте Перми, в котором произошло данное образовательное событие, т.е. о ресторане “THE PLACE 81/10”, с хэштегом #ЧекниПермь |
III. Рефлексивно-оценочный этап |
||
1.Рефлексия |
Детям предлагаются сравнить ожидания, которые были озвучены в начале встречи, с тем, что получилось в конце. Спрашивают о готовности участвовать в челлендже |
Высказываются по поводу произошедшего на образовательном событии. Высказываются о своей готовности ответить на вызов челленжда. |
Событие прошло, как и планировали, ярко и необычно. Оглядываясь назад, наверное, кое-что поменяли бы. Уж точно разделили бы на 2 события, возможно, поменяли бы возраст учащихся. Но самым важным итогом стал челленжд, к которому подключились более 100 участников. Посты в соцсетях под хэштегом #Ченкипермь набрали около 30 тысяч просмотров, и желающие смогли увидеть удивительные места Закамска, набережной, улочек и много дорогих и мало кому знакомых мест города Перми.
Трудный путь окончен, но как много приобретено: умение отказаться в пользу общего дела, умение держать осанку в условиях постоянного цейт-нота, умение соединять несоединимое и выполнять невыполнимое. В очередной раз понимаешь, что финал сказки всем известен и потому неинтересен, самое привлекательное в ней — это приключения главного героя. Ну а отзывы главных героев нашей образовательной встречи можно прочитать, пройдя по ссылке
https://drive.google.com/openid=17XeKIBDJC0Z1DyS5FCm3EZ1Q9WA5i3R