Технология создания публицистического текста (методика обучения написанию сочинения в жанрах публицистики)
Методическая разработка «Технология создания публицистического текста» может быть использована педагогами для обучения школьников 6-11 классов.
Актуальность: в сегодняшней методике принимаются во внимание три разновидности сочинений – описание, повествование, рассуждение. В реальной же речевой практике используются жанры очерка, статьи, репортажа и др. У обучающихся формируется неверное представление и о жанрах сочинений, и о типах речи.
Необходимость умения создавать авторские тексты предопределена введением итогового сочинения по литературе, творческих работ итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ). В методической литературе рассмотрены жанры публицистики, однако отсутствует их сравнительная характеристика, детально не разработаны этапы подготовительной работы, имеется недостаточный дидактический материал.
Цельисследования – изучив специфику газетных жанров, разработать материал для проведения подготовительного этапа обучения написанию сочинения в жанрах публицистики.
Задачи: проанализировать теоретическую и методическую литературу, выявить специфику жанров репортажа, статьи, эссе, проследить этапы подготовительной работы над сочинением в анализируемых жанрах, разработать дидактический материал.
Структура работы: вступление, пять глав (методика ознакомления с жанрами публицистики, публицистический стиль, понятие о жанре, методика обучения написанию работы в жанрах репортажа, статьи, эссе), заключение.
Результат: составлена таблица сравнения жанров публицистики, представлена методика обучения написанию текстов указанных жанров.
Жанрообразующие признаки
Фактографичность – опора на факты, на то, что было в реальной действительности. Документальность – подтверждение достоверности события с помощью различных источников информации. Актуальность – злободневность тематики. Объективность – социально обусловленное изображение действительности. Субъективность – индивидуальная, авторская оценка. Стандартизированность – соблюдение жестких правил написания текста. Экспрессивность – эмоциональный, взволнованный отклик на событие.
Оперативность – быстрый отклик на важное событие, проблему. Ассоциативность – сопоставление событий, явлений, происшедших в разных местах и в разное время, но имеющих для автора внутреннюю связь. Образность – осмысление фактов через образы, близкие художественным. Образ – это представление о предмете в его конкретной чувственной форме. Типизация – отбор наиболее существенного в жизни, общего, характерного для многих.Домысел – «допридумывание» атором того, что могло бы быть, но не произошло по какой-то причине.
. Изучение специфики этих жанров позволяет учащимся понять законы создания газетного текста, познакомиться с образцами публицистического слова, на их примерах создать собственные произведения. Эта работа включает в себя несколько этапов:
I | Знакомство с жанром публицистики, теоретическими сведениями о нем, жанрообразующими признаками, разновидностями. Сравнение данного жанра с другими (эссе – очерк, статья – рецензия, репортаж – заметка). |
II | Обнаружение признаков жанра в текстах-образцах, определение темы, коммуникативного намерения автора, рассмотрение микротем текста-образца. Анализ художественно-публицистических средств, при помощи которых автор создает текст. |
III | Самостоятельное создание текста изучаемого жанра. Обнаружение признаков жанра учащимися в своих работах. Анализ данных работ учениками и учителем. Подведение итогов. |
Методика обучения созданию текстов в жанрах публицистики (статья, репортаж, эссе) можно посмотретьв полном варианте методической разработки по ссылке.
Выводы: в процессе обучения важны системная работа по освоению теоретического материала и отработке практических навыков написания сочинения; необходим комплексный подход: совершенствование письменной речи, умения работать с информационными потоками, решать коммуникативные задачи, духовное обогащение; обеспечит успех последовательная и системная работа в соответствии с этапами подготовки к сочинению, разработанными в МР.
Косовских Яна Владимировна,
учитель русского языка и литературы