«Все онлайн»
27 апреля 2020 г. впервые ГМО «Детский сад по системе Монтессори» проводилось в онлайн-формате. В эпоху цифровизации такой метод наиболее актуален, а в связи с событиями в мире – актуален вдвойне. Участники отметили положительные стороны такой формы работы.
Особое внимание в своей профессиональной деятельности мы уделяем экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы.
Интересные находки и идеи представили педагоги города по теме «Экологическое мышление дошкольника». В содержании материалов педагогов ДОУ №69 отражены различные формы и методы экологического воспитания: экологические игры, эко-спектакли, экспериментирование, нетрадиционные родительские собрания и т.п.
Е.В. Пепеляев в видеопрезентации «Природа-кладовая опытов» с помощью сосновой шишки определил влажность в помещении (шишка-гигрометр). Уникально, просто и наглядно.
Как с помощью эко-квестов обратить внимание ребенка на проблемы экологии, переработки мусора поведала методист «Школы рыцарей и принцесс» А.И. Фадейкина.
Об интересной традиции Монтессори-группы рассказали педагоги «АртГрада». Каждую весну десант группы отправляется на берег реки Данилихи. Дети и родители наводят порядок на берегу реки, играют в подвижные игры, отгадывают загадки о речных обитателях, читают стихи.
Н.П. Ростовщикова, педагог-психолог, рассмотрела теоретические аспекты развития мышления дошкольников.
Отметим также и то, что онлайн-формат проведения ГМО дает более широкие возможности представлять семейный опыт работы по теме экологического воспитания. Представленные семьей Корепановых материалы получили поддержку со стороны участников и отмечены положительными отзывами.
Мы считаем очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
О.А. Лопатина, руководитель ГМО «Детский сад по системе Монтессори»
Отзывы участников о результативности ГМО
Отзыв на исследовательскую работу воспитателя МАОУ «СОШ №44» г.Перми структурного подразделения детский сад «Школа Рыцарей и Принцесс» Пепеляева Е.В. по теме: «Природа – кладовая талантов».
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – говорил Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, без игры нет и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте. В работе Пепеляева Е.В. средством развития познавательных способностей выступает экспериментирование.
Считаю необходимым подчеркнуть актуальность экспериментирования как эффективного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей.
Значимым для экологического воспитания детей является и сам материал, взятый воспитателем для исследования: шишки сосновые. Пепеляев Е.В. утверждает: «Преимущество экспериментов с природными материалами в том, что их можно найти повсюду». Однако, убеждена, что на этом их плюсы не заканчиваются. Использование природных материалов в ходе опыта решает следующие задачи:
- воспитывает в детях любовь к родной природе, интерес к происходящим в окружающем мире природным процессам;
- развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность;
- учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Новизна данной работы заключается не в том, что обычная шишка становится объектом исследования, а в том – как, каким образом и под каким углом этот объект рассматривается. Очень образно, поэтично! Пепеляев Е.В. использует метафору как яркое языковое средство выразительности, сравнивая шишку с гигрометром.
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Уверена: употребление в речи во время взаимодействия с детьми (например, в беседе, в ходе НОД, во время прогулки) таких средств выразительности, как сравнение метафора, олицетворение, гипербола и других, – расширяют образное мышление детей об окружающем мире. Кроме того, названные фигуры речи часто встречаются и в поэтическом наследии: сказках, былинах, загадках, стихах, рассказах. Выразительные средства помогают передавать свои мысли эмоционально, сочно.
Таким образом, Пепеляев Е.В., используя метафору в речи, воздействует и на образное мышление детей, и на словарный состав, обогащая его словом «гигрометр», а также развивает познавательную активность детей. В перспективе считаю целесообразным провести занятия по ознакомлению с окружающим миром на такие темы, как «Измерительные приборы», «Гигрометр: виды и история возникновения» для закрепления полученных знаний.
Из предложенного Пепеляевым Е.В. опыта можно сделать следующие выводы. В результате опыта мы убеждаемся, что природное свойство шишек реагировать на изменения влажности воздуха можно использовать в качестве гигрометра. А, главное, приходим к пониманию того, что природа – не менее гениальный изобретатель, чем человек.
Считаю, что данные знания будут полезны и крайне интересны не только детям, но и взрослым. Опираясь на личностный, жизненный опят, отмечу: прожив долгое время в Алтайском крае в окружении сосен и не раз слыша треск шишек, никогда не задумывалась, отчего он происходит. Благодаря работе Пепеляева Е.В. «Природа – кладовая талантов» я получила достоверный ответ этому явлению, приятно удивившись.
Выражаю огромную благодарность воспитателю за неординарность опыта и использование оригинального подхода в области экологического воспитания дошкольников. Планирую применить полученные знания в своей работе с воспитанниками.
Корчагина Татьяна Игоревна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №69» г.Перми
Отзыв на выступление Корепановой Е.В., родителя МАДОУ «ЦРР-детский сад №69» г.Перми в рамках ГМО «Детский сад по системе Монтессори».
Очень впечатлило, что участником ГМО выступает родитель, выражаю вам свое уважение!
Полностью согласна с автором, что основы экологического воспитания и экологической культуры закладываются в семье. Это и первые комментарии родителей о природных явлениях на прогулках, и родительский пример, и семейные привычки, бытовые особенности (например, раздельный сбор мусора). Детский сад, на мой взгляд, в большей степени несет функцию просветительскую и объединительную, собирая вместе единомышленников, предлагая им проявлять свои таланты и обмениваться идеями, которые заряжают.
В данном выступлении я увидела совместную работу родителей и детского сада в направлении именно экологического воспитания (а не расширения представлений об окружающем мире, что тоже важно, но не является темой данного ГМО). Еще раз выражаю благодарность и уважение! Дальнейших и успехов и совместных дел!
Фадейкина А.И., методист МАОУ «СОШ №44», структурное подразделение Детский сад «Школа Рыцарей и Принцесс»